Регистратура: 8(351)248-49-77, +7-900-066-5822
Амбулаторный кабинет: 8(351)793-53-61
Хирургическое отделение: 8(351)749-97-59
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ» ПО ТЕМЕ:
«ЛАЗЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ»
 

I. Общие положения

 

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-оториноларингологов по теме «Лазерные технологии в оториноларингологии» (далее – Программа) со сроком освоения 72 академических часа – совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня врачей-оториноларингологов.

Реализация Программы направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, на обеспечение соответствия квалификации врачей-оториноларингологов меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствовании компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышении профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по специальности «Оториноларингология».

Трудоемкость освоения - 72 академических часа (0,5 месяца).

Основными компонентами Программы являются:
1) общие положения;
2) планируемые результаты обучения;
3) учебный план;
4) календарный учебный график;
5) организационно-педагогические условия реализации Программы;
6) реализация Программы в форме стажировки.

Планируемые результаты обучения направлены на совершенствование профессиональных компетенций врача-оториноларинголога, его профессиональных знаний, умений, навыков.

Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности;
б) материально-технические базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- клиническую базу в ГБУЗ «МЦЛМ»: в амбулаторных условиях (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); в стационарных условиях (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
в) кадровое обеспечение реализации Программы.

Программа частично реализуется в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Характер стажировки и виды деятельности, предусмотренные стажировкой, определяются ГБУЗ «МЦЛМ» с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку и содержания Программы.

Для проведения аттестации используются фонды оценочных средств и материалов, необходимые формы аттестации, позволяющие оценить степень достижения обучающимися запланированных результатов обучения по Программе.

Текущий контроль осуществляется в форме тестирования. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения зачета и выявляет теоретическую и практическую подготовку обучающихся в соответствии с целями Программы.

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом. Успешно прошедшие итоговую аттестацию обучающиеся получают документ о дополнительном профессиональном образовании - удостоверение о повышении квалификации.

 

II. Планируемые результаты обучения

 
Результаты обучения по Программе направлены на совершенствование компетенций, приобретенных в рамках полученного ранее профессионального высшего образования по специальности «Оториноларингология», и на формирование профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Характеристика профессиональных компетенций врача-оториноларинголога, подлежащих совершенствованию в результате освоения Программы

У обучающегося совершенствуются профессиональные компетенции врача-оториноларинголога.

Характеристика новых профессиональных компетенций врача-оториноларинголога, формирующихся в результате освоения Программы

У обучающегося формируются следующие профессиональные компетенции (далее - ПК):
- способность и готовность производить лечение с использованием оториноларингологических и терапевтических лазеров.

Перечень знаний, умений и навыков врачей-оториноларингологов, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций по использованию оториноларингологических и терапевтических лазеров

По окончании обучения врач-оториноларинголог должен знать:
1. Общие знания:
- законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
- врачебную этику и медицинскую деонтологию.
2. Специальные знания:
- физические основы работы лазеров;
- биологические основы лазерного излучения;
- лазерная аппаратура;
- техника безопасности при работе с лазерной аппаратурой;
- применение хирургических лазеров в оториноларингологии;
- применение терапевтических лазеров для лечения ЛОР-заболеваний.
По окончании обучения врач-оториноларинголог должен уметь:
- определять показания и противопоказания к применению лазера для лечения заболевания;
- использовать эндоскопическую и лазерную технику для проведения операций;
- использовать низконинтенсивные лазеры для лечения ЛОР-заболеваний.
 

III. Учебный план

 
КодНаименование разделов дисциплин и темВсего часовВ том числеФорма контроля
лекцииОСК*ПЗ, СЗ*
1. Рабочая программа учебного модуля «Основы социальной гигиены и организации медицинской помощи»
1.1. Основы социальной гигиены и организации медицинской помощи в Российской Федерации. 0,5 0,5 - - Текущий (тестовый) контроль
1.2. Правовые основы здравоохранения 0,5 0,5 - - Текущий (тестовый) контроль
2. Рабочая программа учебного модуля «Физические основы работы лазеров»
2.1. Лазер – как особый источник света. Энергетические уровни атомов. Спонтанное и вынужденное излучение. Поглощение света. Инверсная населенность. Свойства лазерного излучения: монохроматичность, когерентность, направленность, поляризация. Области оптического спектра электромагнитного излучения. 4 3 1 - Текущий (тестовый) контроль
2.2. Принцип действия квантового усилителя. Устройство лазера. Оптический резонатор. Понятие активной среды. Элементы накачки. Система зеркал. Положительная обратная связь в усилителе. Блок питания. Средства доставки излучения. Оптическое волокно. Рекомендации по использованию и стерилизации волокна, световодных инструментов, наконечников и катетеров. 4 3 1 - Текущий (тестовый) контроль
2.3. Классификация лазеров по типу активной среды. Основные представители лазеров, используемых в медицине и их характеристики. Режимы работы лазеров. 4 3 1 - Текущий (тестовый) контроль
2.4. Основные параметры лазерного излучения: длина волны, мощность, плотность мощности, средняя мощность, время воздействия, энергия, доза излучения. 4 3 1 - Текущий (тестовый) контроль
3. Рабочая программа учебного модуля «Биологическое действие лазерного излучения»
3.1. Биологические эффекты взаимодействия лазерного излучения с биотканью. Отражение, поглощение и рассеивание в среде. Хромофоры. Глубина проникновения в тканях. Терапевтическое окно. 3 2 1 - Текущий (тестовый) контроль
3.2. Пути реализации фотобиологических процессов в биоткани. Понятие флуоресценции. Фотохимические реакции. Тепловая релаксация. Процессы коагуляции, выпаривания, карбонизации, пиролиза. 3 3 - - Текущий (тестовый) контроль
4. Рабочая программа учебного модуля «Лазерная аппаратура»
4.1. Особенности применения лазерных технологий в хирургии. Аппаратура для лазерной хирургии. 2 1 1 - Текущий (тестовый) контроль
4.2. Перспективные направления в области лазерной медицины. Новые разработки и научные исследования. 2 2 - - Текущий (тестовый) контроль
5. Рабочая программа учебного модуля «Техника безопасности при работе с лазерной аппаратурой»
5.1. Основные нормативные документы по лазерной безопасности. Предельно допустимый уровень лазерного излучения. Классификация лазеров по степени опасности. Опасные и вредные производственные факторы. 2

 

2 - - Текущий (тестовый) контроль
5.2. Общие требования безопасности при эксплуатации лазерных установок: требования к помещению, к допуску персонала. Противопоказания для работы с лазерным излучением. 2 2 - - Текущий (тестовый) контроль
5.3. Необходимая документация при вводе в эксплуатацию лазеров. Защитные очки, светофильтры. Требования в аварийных ситуациях. Знаки и надписи, предупреждающие об опасности. 2 2 - - Текущий (тестовый) контроль
6. Рабочая программа учебного модуля «Применение хирургических лазеров в оториноларингологии»
6.1. Преимущества проведения лазерных операций перед традиционными методами лечения. Преимущества применения полупроводниковых лазеров перед другими видами лазеров. Показания и противопоказания к применению лазеров. Лазерные методы в ЛОР-хирургии. 2 2 - - Текущий (тестовый) контроль
6.2. Лазерные хирургические вмешательства при различных типах хронического ринита. Использование эндоскопической техники для проведения операций. Условия проведения операций. Методика лазерных операций. Техника выполнения. Возможные осложнения. Послеоперационное наблюдение. 4 1 2 1 Текущий (тестовый) контроль
6.3. Лазерная хирургия в лечении синехий и атрезий носа. Причины возникновения. Лазерное удаление новообразований преддверия и полости носа. Условия проведения операции. Методики. Возможные осложнения. Профилактика осложнений. Послеоперационное наблюдение. 4 1 2 1 Текущий (тестовый) контроль
6.4. Возможности лазерной хирургии перегородки носа при ее искривлениях. Условия проведения операции. Методики. Возможные осложнения. Профилактика осложнений. Послеоперационное наблюдение. 4 1 2 1 Текущий (тестовый) контроль
6.5. Лечение рецидивирующих носовых кровотечений. Анестезия. Методика лазерных операций. Послеоперационное наблюдение. 4 1 2 1 Текущий (тестовый) контроль
6.6. Лечение полипоза носа и полипозных риносинуситов. Причины заболеваний. Техника анестезии. Техника лазерной полипотомии, различные ее варианты. Особенности хирургического лечения у больных с аспириновой триадой. Предоперационная подготовка. Инструменты для проведения операций. Методика лазерных операций. Послеоперационное наблюдение. 4 1 2 1 Текущий (тестовый) контроль
6.7. Лазерная хирургия заболеваний глотки: доброкачественные образования, кисты, гранулезный фарингит. Методика лазерных операций. Послеоперационное наблюдение. 4 1 2 1 Текущий (тестовый) контроль
6.8. Лазерная хирургия ронхопатии. Отбор больных, дооперационное обследование и подготовка. Варианты хирургической техники. Методика лазерных операций. Послеоперационное наблюдение. 4 1 2 1 Текущий (тестовый) контроль
6.9. Лазерная хирургия заболеваний кожи в проекции ЛОР-органов. Методика лазерных операций. Послеоперационное наблюдение. 4 1 2 1 Текущий (тестовый) контроль
7. Рабочая программа учебного модуля «Применение терапевтических лазеров для лечения ЛОР-заболеваний»
7.1. Лазеротерапия. Показания и противопоказания к применению низкоинтенсивного лазерного излучения. Направления лазеротерапии. 3 1 2 - Текущий (тестовый) контроль
Итоговая аттестация 2       Зачёт
Всего 72        
* обучающий симуляционный курс.
** ПЗ - практические занятия, СЗ - семинарские занятия.
 

IV. Календарный учебный график

 
Разделы программымесяц
1 - 78 - 1415 - 2122 - 28
1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя
Учебные модули        
Основы социальной гигиены и организации медицинской помощи 1 - - -
Физические основы работы лазеров 16      
Биологическое действие лазерного излучения 6      
Лазерная аппаратура 4      
Техника безопасности при работе с лазерной аппаратурой 6      
Применение терапевтических лазеров для лечения ЛОР-заболеваний 3      
Применение хирургических лазеров в оториноларингологии   34    
Итоговая аттестация   2    
 

V. Организационно-педагогические условия реализации Программы

 

При организации и проведении учебных занятий обучающимся выдается учебно-методическая документация и материалы по всем разделам (модулям) специальности, а также предоставляются соответствующие материально-технические базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки.

Кадровое обеспечение реализации Программы осуществляется ГБУЗ «МЦЛМ» путем привлечения к обучению профессорско-преподавательского состава и специалистов из штата ГБУЗ «МЦЛМ».

Приоритетным в изучении Программы считается разбор/обсуждение выбранной тактики и осуществленных действий при оказании помощи пациенту в конкретной ситуации.

С целью проведения оценки знаний следует использовать различные методики, например, тестовые задания, содержащие вопросы с несколькими вариантами ответов, прямые вопросы и клинические примеры, а также опросники для оценки профессиональных навыков.

 

VI. Реализация Программы в форме стажировки

 

Программа частично реализуется в форме стажировки.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как: самостоятельная работа с учебными изданиями; приобретение профессиональных навыков; практическое изучение организации и методики работы.

Содержание стажировки определяется ГБУЗ «МЦЛМ» с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, и содержания Программы.

Освоение Программы в форме стажировки завершается итоговой аттестацией обучающихся, порядок которой определяется ГБУЗ «МЦЛМ» самостоятельно.