Регистратура: 8(351)248-49-77, +7-900-066-5822
Амбулаторный кабинет: 8(351)793-53-61
Хирургическое отделение: 8(351)749-97-59
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ-ХИРУРГОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИОТЕРАПИЯ» ПО ТЕМЕ:
«ЛАЗЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИОТЕРАПИИ»
 

I. Общие положения

 
Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-физиотерапевтов со сроком освоения 72 академических часа по теме «Лазерные технологии в физиотерапии» (далее - Программа) – совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня врачей-физиотерапевтов.
Реализация Программы направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, на обеспечение соответствия квалификации врачей меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствовании компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышении профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по специальности «Физиотерапия».
Трудоемкость освоения - 72 академических часа (0,5 месяца).
Основными компонентами Программы являются:
1) общие положения;
2) планируемые результаты обучения;
3) учебный план;
4) календарный учебный график;
5) организационно-педагогические условия реализации Программы;
6) реализация Программы в форме стажировки.
Планируемые результаты обучения направлены на повышение квалификации специалиста по основным разделам лазеротерапии, углубление и расширение объема знаний и умений, совершенствование практических навыков.
Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности;
б) материально-технические базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- клиническую базу в ГБУЗ «МЦЛМ»: в амбулаторных условиях (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); в стационарных условиях (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
в) кадровое обеспечение реализации Программы.
Программа частично реализуется в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Характер стажировки и виды деятельности, предусмотренные стажировкой, определяются ГБУЗ «МЦЛМ» с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку и содержания Программы.
Для проведения аттестации используются фонды оценочных средств и материалов, необходимые формы аттестации, позволяющие оценить степень достижения обучающимися запланированных результатов обучения по Программе.
Текущий контроль осуществляется в форме тестирования. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения зачета и выявляет теоретическую и практическую подготовку обучающихся в соответствии с целями Программы.
Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом. Успешно прошедшие итоговую аттестацию обучающиеся получают документ о дополнительном профессиональном образовании - удостоверение о повышении квалификации.
 

II. Планируемые результаты обучения

 

У обучающегося должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции:

1. Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации.
2. Основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, Всероссийской службы медицины катастроф.
3. Основы медицинской этики и деонтологии.
4. Основы социальной гигиены и санитарно-эпидемиологической службы.
5. Общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем организма.
6. Этиологию, патогенез, клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний.

У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

1. Оказание экстренной медицинской помощи при травмах и угрожающих жизни состояниях, проведение реанимационных мероприятий при терминальных состояниях.
2. Организация и проведение приема первичных больных различного профиля в амбулаторных и стационарных условиях.
3. Получение информации об общем состоянии пациента, выявление общих и специфических признаков заболевания в соответствии с общепринятыми современными медицинскими критериями.
4. Определение необходимых взаимодополняющих общих и специальных методов исследования и проведение анализа полученных данных;
5. Назначение и проведение необходимого лечения методами лазеротерапии или комплексного лечения с их использованием.
6. Применение необходимых в работе врача принципов психологии общения, основных психотерапевтических навыков, проведение санитарно-просветительной работы среди населения.
7. Оформление медицинской документации, применение статистических методов в здравоохранении, использование персонального компьютера.

Перечень знаний, умений и владений врача-физиотерапевта по окончанию обучения

По окончании обучения врач должен знать:
1. Предмет, содержание, задачи и разделы физиотерапии как самостоятельной комплексной клинической дисциплины, содержание основных научно-практических направлений;
2. Организацию службы физиотерапии в Российской Федерации, ее организационно-методическую структуру, действующие директивные и инструктивно-методические документы; задачи и структуру отделений, кабинетов и центров физиотерапии;
3. Задачи, структуру, категорийность, штаты и оснащение службы физиотерапии, в том числе кабинетов и отделений физиотерапии поликлиник и больниц;
4. Задачи, организацию труда и функциональные обязанности сотрудников отделений и кабинетов физиотерапии;
5. Принципы планирования деятельности и отчетности учреждений службы физиотерапии;
6. Общую методологию и основополагающие теоретические концепции лазеротерапии;
7. Традиционную и современную теории механизмов лечебного, профилактического и реабилитационного действия методов лазеротерапии, показания и противопоказания к их использованию;
8. Механизмы лазеротерапии, реализуемые соматической и вегетативной нервной системами, периферические и центральные уровни развития лечебных эффектов;
9. Механизмы развития рефлекторной аналгезии, современную теорию боли, морфофункциональную организацию ноцицептивной и антиноцицептивной систем организма;
10. Общие принципы и конкретные схемы сочетания методов лазеротерапии с другими методами лечения, профилактики и реабилитации при различных заболеваниях и патологических состояниях;
По окончании обучения врач должен уметь:
1. Провести клинический осмотр больного, поставить диагноз согласно современной нозологической номенклатуре и провести дифференциальную диагностику со смежной патологией;
2. Провести специальную диагностику функционального состояния систем, используя пальпаторные, инструментальные, аппаратно-программные и другие методы, предусмотренные унифицированной программой подготовки врача-физиотерапевта.
3. Выявить показания и противопоказания для лазеротерапии. Определить оптимальные для данного больного методы лазеротерапии, их сочетание и использование в комплексном лечении;
4. Предусматривать возможные осложнения лазеротерапии. Использовать скорую физиотерапевтическую помощь;
5. Использовать лазеротерапию как самостоятельный метод лечения и как элемент комплексного лечения при всех нозологических формах, имеющих показания к ее применению.
По окончании обучения врач должен владеть и уметь:
1. Основными теоретическими знаниями и практическими навыками по лазеротерапии;
2. Принципами оценки показателей общих и функциональных методов обследования больных, направляемых на лазеротерапию;
3. Основными методами лазеротерапии и их использованием для лечения различных нозологических форм;
4. Правилами ведения и оформления медицинской документации физиотерапевтических отделений (кабинетов);
5. Определить показания, противопоказания и оптимальные схемы лазеротерапии при различных заболеваниях, симптомах, синдромах, состояниях;
6. Оформить назначение по форме 044/у;
7. Составить комплекс терапии с использованием оптимальных схем лазеротерапии, как дополнение к основному курсу лечения.
Результаты обучения по Программе направлены на совершенствование компетенций, приобретенных в рамках полученного ранее профессионального высшего образования по специальности «Физиотерапия» и на формирование профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
 

III. Учебный план

 

Код

Наименование разделов дисциплин и тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

ОСК*

ПЗ, СЗ*

1. Рабочая программа учебного модуля «Основы социальной гигиены и организации медицинской помощи»

1.1.

Основы социальной гигиены и организации медицинской помощи в Российской Федерации.

0,5

0,5

-

-

Текущий (тестовый) контроль

1.2.

Правовые основы здравоохранении

0,5

0,5

-

-

Текущий (тестовый) контроль

1.3

Общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем организма.

1

1

   

Текущий (тестовый) контроль

1.4

Этиология, патогенез, клиническая симптоматика, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний.

2

2

   

Текущий (тестовый) контроль

2. Рабочая программа учебного модуля «Физические основы работы лазеров»

2.1.

Лазер – как особый источник света. Энергетические уровни атомов. Спонтанное и вынужденное излучение. Поглощение света. Инверсная населенность. Свойства лазерного излучения: монохроматичность, когерентность, направленность, поляризация. Области оптического спектра электромагнитного излучения.

3

2

1

-

Текущий (тестовый) контроль

2.2.

Принцип действия квантового усилителя. Устройство лазера. Оптический резонатор. Понятие активной среды. Элементы накачки. Система зеркал. Положительная обратная связь в усилителе. Блок питания. Средства доставки излучения. Оптическое волокно. Рекомендации по использованию и стерилизации волокна, световодных инструментов, наконечников и катетеров.

3

2

1

-

Текущий (тестовый) контроль

2.3.

Классификация лазеров по типу активной среды. Основные представители лазеров, используемых в медицине и их характеристики. Режимы работы лазеров.

2

1

0,5

-

Текущий (тестовый) контроль

2.4.

Основные параметры лазерного излучения: длина волны, мощность, плотность мощности, средняя мощность, время воздействия, энергия, доза излучения.

2

1

0,5

-

Текущий (тестовый) контроль

3. Рабочая программа учебного модуля «Лазеры в физиотерапии»

3.1.

Предмет, содержание, задачи и разделы физиотерапии как самостоятельной комплексной клинической дисциплины, содержание основных научно-практических направлений

3

2

1

-

Текущий (тестовый) контроль

3.2.

Организация службы физиотерапии в Российской Федерации, ее организационно-методическую структуру, действующие директивные и инструктивно-методические документы; задачи и структуру отделений, кабинетов и центров физиотерапии

1

1

-

-

Текущий (тестовый) контроль

3.3

Общая методология и основополагающие теоретические концепции лазеротерапии

1

1

   

Текущий (тестовый) контроль

3.4

Теории механизмов лечебного, профилактического и реабилитационного действия методов лазеротерапии, показания и противопоказания к их использованию

1

1

   

Текущий (тестовый) контроль

3.5

Общие принципы и конкретные схемы сочетания методов лазеротерапии с другими методами лечения, профилактики и реабилитации при различных заболеваниях и патологических состояниях

1

1

   

Текущий (тестовый) контроль

4. Рабочая программа учебного модуля «Лазерная аппаратура»

4.1.

Высокоэнергетическая лазеротерапия. Аппаратура для высокоэнергетической лазеротерапии.

2

1

1

-

Текущий (тестовый) контроль

4.2.

Перспективные направления в области лазерной медицины. Новые разработки и научные исследования.

2

2

-

-

Текущий (тестовый) контроль

5. Рабочая программа учебного модуля «Техника безопасности при работе с лазерной аппаратурой»

5.1.

Основные нормативные документы по лазерной безопасности. Предельно допустимый уровень лазерного излучения. Классификация лазеров по степени опасности. Опасные и вредные производственные факторы.

2

2

-

-

Текущий (тестовый) контроль

5.2.

Общие требования безопасности при эксплуатации лазерных установок: требования к помещению, к допуску персонала. Противопоказания для работы с лазерным излучением.

2

2

-

-

Текущий (тестовый) контроль

5.3.

Необходимая документация при вводе в эксплуатацию лазеров. Защитные очки, светофильтры. Требования в аварийных ситуациях. Знаки и надписи, предупреждающие об опасности.

2

2

-

-

Текущий (тестовый) контроль

6. Рабочая программа учебного модуля «Высокоэнергетическая и низкоинтенсивная лазеротерапия в структуре физиотерапии»

6.1.

Лазеротерапия в физиотерапии. Общие положения

1

1

-

-

Текущий (тестовый) контроль

6.2.

Лазеротерапия при травмах опорно-двигательного аппарата

5

1

3

1

Текущий (тестовый) контроль

6.3.

Лазеротерапия при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

2

1

0,5

0,5

Текущий (тестовый) контроль

6.4.

Лазеротерапия при заболеваниях дыхательной системы

4

1

2

1

Текущий (тестовый) контроль

6.5.

Лазеротерапия при заболеваниях органов пищеварительного тракта

4

1

2

1

Текущий (тестовый) контроль

6.6.

Лазеротерапия при заболеваниях почек и мочевыводящих путей

4

1

2

1

Текущий (тестовый) контроль

6.7.

Лазеротерапия при заболеваниях ЛОР - органов

3

1

1

1

Текущий (тестовый) контроль

6.8.

Лазеротерапия при заболеваниях кожи

3

1

1

1

Текущий (тестовый) контроль

6.9.

Лазеротерапия при заболеваниях суставов, позвоночника и соединительной ткани

5

3

1

1

Текущий (тестовый) контроль

6.10

Лазеротерапия пациентов пожилого возраста

1

1

-

-

Текущий (тестовый) контроль

6.11

Лазеротерапия больных детей и подростков

1

1

-

-

Текущий (тестовый) контроль

6.12

Оптимальные схемы лазеротерапии в комбинации с другими физиотерапевтическими методами

6

4

1

1

Текущий (тестовый) контроль

Итоговая аттестация

2

-

-

-

Зачёт

Всего

72

-

-

-

-

* обучающий симуляционный курс.
** ПЗ - практические занятия, СЗ - семинарские занятия.
 

IV. Календарный учебный график

 

Разделы программы

месяц

1 - 7

8 - 14

15 - 21

22 - 28

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Учебные модули

       

Основы социальной гигиены и организации медицинской помощи

4

-

-

-

Физические основы работы лазеров

10

-

-

-

Лазеры в физиотерапии

7

-

-

-

Лазерная аппаратура

4

-

-

-

Техника безопасности при работе с лазерной аппаратурой

6

-

-

-

Высокоэнергетическая и низкоинтенсивная лазеротерапия в структуре физиотерапии

5

34

-

-

Итоговая аттестация

-

2

-

-

 

V. Организационно-педагогические условия реализации Программы

 
 
При организации и проведении учебных занятий обучающимся выдается учебно-методическая документация и материалы по всем разделам (модулям) специальности, а также предоставляются соответствующие материально-технические базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки.
Кадровое обеспечение реализации Программы осуществляется ГБУЗ «МЦЛМ» путем привлечения к обучению профессорско-преподавательского состава и специалистов из штата ГБУЗ «МЦЛМ».
Приоритетным в изучении Программы считается разбор/обсуждение выбранной тактики и осуществленных действий при оказании помощи пациенту в конкретной ситуации.
С целью проведения оценки знаний следует использовать различные методики, например, тестовые задания, содержащие вопросы с несколькими вариантами ответов, прямые вопросы и клинические примеры, а также опросники для оценки профессиональных навыков.
 

VI. Реализация Программы в форме стажировки

 
Программа частично реализуется в форме стажировки.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как: самостоятельная работа с учебными изданиями; приобретение профессиональных навыков; практическое изучение организации и методики работы.
Содержание стажировки определяется ГБУЗ «МЦЛМ» с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, и содержания Программы.
Освоение Программы в форме стажировки завершается итоговой аттестацией обучающихся, порядок которой определяется ГБУЗ «МЦЛМ» самостоятельно.
Заместитель директора
по научно-клинической работе                                                                          С.Т. Исмагилова